Что ж, эта легендарная серия мной наконец дочитана, посему можно и оставить один большой отзыв о ней.
Наверное, это естественно для объемных книжных серий (да и не только книжных) – начинать одним, и совершенно другим заканчивать. Чему тут удивляться? Большие серии рассказывают одну большую историю, но, как правило, с помощью историй маленьких. А когда только начинаешь читать и еще не понимаешь, о чем пойдет речь и какой размах задумал автор, то судить приходится по этим маленьким историям. Здесь точно так же.
подробнее, отзыв немаленький Начало серии мне нравилось. когда истории, казалось, еще были не связанными друг с другом, и можно было просто наблюдать за «сказочными» похождениями ведьмака. Когда автор только знакомил читателя – и с Геральтом, и с Йеннифер, и с Лютиком, и с другими не менее значимыми персонажами. И, что важно, с миром, в котором происходят действия. Никогда не забуду того впечатления, которое оставили у меня местные эльфы – это было довольно интересно и небанально. Умело же пан Сапковский выписал мир, не стал пихать читателя в гущу событий, а позволил привыкнуть, осмотреться, обжиться и прочувствовать. Ведь даже многие вещи, которые впоследствии воспринимались уже как должное, которые казались под конец почти банальными для фэнтези: соблазнительные и весьма любвеобильные чародейки, плетущие заговоры, коварные чародеи с мрачными лабораториями и зловещими планами вселенского масштаба, жестокие эльфы и амазонкоподобные дриады из зачарованного леса – все они с самого начала показаны довольно интересно и атмосферно, прочувствовано, детально. Перед тем, как ввести в повествование кучу коварных чародеек, нас сначала познакомили с Йен, ее натурой и ее проблемами, ну а Брокилону и дриадам уделяется целая история… не говоря уже о том, что история с заколдованным женихом (я о рассказе о Цинтре) будет впоследствии поминаться в каждой книги, а по-настоящему раскроется только в последней. Пан Сапковский мастерски сплел всю эту паутину.
Идея не сказать, что нова, но небанальна и незаезжена уж точно. Сначала и вообще не поймешь, в чем она состоит, кто вообще главные герои, кроме Геральта, разумеется. Но с появлением Цири все потихоньку начинает становиться на свои места, а основной сюжет – набирать ходу. И тут-то все должно было бы быть прекрасно, потому что история, до этого, казалось, нелинейная и хаотичная, наконец-то обретает форму и масштаб. Но автор, видимо, уже привык к тому, что в его романах присутствует огромное количество персонажей, не всегда важных, а реалистичности истории придают бытовые детали, такие удачные и уместные вначале. И тут началось то, из-за чего я едва не бросила серию. Мне стало скучно читать. Потому что персонажей ближе к концу стало ОЧЕНЬ много, и каждый казался важным, потому что, как правило, был так или иначе заинтересован или в Цирилле, или в военных действиях, или плел важный заговор, или просто сам по себе был большим политиком. Сначала я еще пыталась за всем этим уследить… но потом сдалась. Не могу! Раздражает! Я хочу, понимаете ли, почитать о Геральте, который спешит к своему Предназначению, к Цири, а вижу совершенно скучные дворцовые или чародейские интриги, в которых участвует пара десятков второстепенных персонажей, которые ведут ничего не значащую беседу. Я признаю, что за многими линиями в этой серии я попросту не следила, а под конец попросту перелистывала те страницы, где речь шла не о главных героях. Особенно меня это добило в последней книге. Нет, правда. В «Ведьмаке», на мой взгляд, ОЧЕНЬ много лишнего. Совершенно тут не нужного, даже портящего впечатление.
Тем не менее, серия, как я уже говорила, мне все-таки понравилась. Она действительно сильная. И выгодно отличается от множества нынешних фэнтезийных серий. Персонажи вроде бы на первый взгляд и обычные, но я давно так не сопереживала героям. Эта самая любовь к деталям пана Сапковского сделала их поистине живыми. У каждого свои стремления, видение ситуации. Каждый старается стать личностью, а не картонной пешкой. И не только главные герои, но и второстепенные тоже. Они действительно способны удивить, и не раз.
Многие моменты вообще прописаны настолько сильно, что у меня, наверное, впечатления еще надолго останутся. Это и история девушки-барда, о которой я уже писала ранее, и печально-сказочно-обреченная атмосфера истории о Брокилоне, и трогательная история ранних взаимоотношений Йеннифер и Цири, да и вообще, рассказ о Каэр Морхене, где с помощью мутагенных эликсиров создают ведьмаков, и очень впечатлившая меня битва Бонарта и банды Крыс. Вот особенно она. После всех детально описанных ужасов войны, горы трупов, о которых я читала, позевывая, читать об этой битве на озере было… страшно. Черт возьми, КАК это было описано! Пан Сапковский, я аплодирую вам стоя. От первых слухах о Бонарте, когда Крысы только поняли, на кого нарвались, и вплоть до поражения Цири – это шедевр. К таким моментам еще добавлю пребывание Цири в эльфийском мирке. Тоже сильно, особенно конец.
Методы… о, у Сапковского они разнообразные. Одно и то же событие может быть показано глазами разных персонажей, прерываясь на одном и том же моменте – это использовалось уже в последних книгах, когда персонажей было столько, что я перестала их запоминать. Такое решение временами казалось удачной находкой (как, к примеру, рассказ Цири о том, что с ней произошло, старому лекарю), но иногда и жутко раздражало. Отчасти спишу это в минусы.
Конец мне, в общем-то, понравился. Да, так и должно было все закончиться. Вот только… нам так много раз говорили, насколько генетически совершенна Цирилла, что странно было читать о таком конце для нее. И для ее мира. И уж точно для Геральта с Йеннифер. Наверное. Я чего-то другого ожидала, ну да ладно. Если бы Цири таки попала в лабораторию (или эльфов, или Вильгефорца), конец был бы точно слитым и неправильным. А так последняя книга преподнесла немало сюрпризов и оказалась достойным завершением не менее достойной серии.
Жаль даже, что с «Ведьмаком» я уже закончила. Но впечатления-то со мной останутся, и их немало. От первых книг серии – одни, от последних – совершенно другие. Надо только отойти от самой последней книги, ведь все это было написано на эмоциях сразу же после ее прочтения…
О "Ведьмаке" Сапковского
Что ж, эта легендарная серия мной наконец дочитана, посему можно и оставить один большой отзыв о ней.
Наверное, это естественно для объемных книжных серий (да и не только книжных) – начинать одним, и совершенно другим заканчивать. Чему тут удивляться? Большие серии рассказывают одну большую историю, но, как правило, с помощью историй маленьких. А когда только начинаешь читать и еще не понимаешь, о чем пойдет речь и какой размах задумал автор, то судить приходится по этим маленьким историям. Здесь точно так же.
подробнее, отзыв немаленький
Жаль даже, что с «Ведьмаком» я уже закончила. Но впечатления-то со мной останутся, и их немало. От первых книг серии – одни, от последних – совершенно другие. Надо только отойти от самой последней книги, ведь все это было написано на эмоциях сразу же после ее прочтения…
Наверное, это естественно для объемных книжных серий (да и не только книжных) – начинать одним, и совершенно другим заканчивать. Чему тут удивляться? Большие серии рассказывают одну большую историю, но, как правило, с помощью историй маленьких. А когда только начинаешь читать и еще не понимаешь, о чем пойдет речь и какой размах задумал автор, то судить приходится по этим маленьким историям. Здесь точно так же.
подробнее, отзыв немаленький
Жаль даже, что с «Ведьмаком» я уже закончила. Но впечатления-то со мной останутся, и их немало. От первых книг серии – одни, от последних – совершенно другие. Надо только отойти от самой последней книги, ведь все это было написано на эмоциях сразу же после ее прочтения…